Нейтральная плавучесть в дайвинге



Нейтральная плавучесть, называемая еще и нулевой, является часто употребляемым понятием в дайвинге. Разберемся, что оно означает.

Немного о теории плавучести

Под водой или на поверхности человеческое тело подчиняется законам физики. Это практически не чувствуется на поверхности, а человек, когда погружается, вспоминает о величии природы.

Итак, любое тело, которое погружается в жидкость, обладает нейтральной плавучестью, если данное тело имеет массу равную весу жидкости, вытесняемой из нее. Иными словами, на тело оказывают воздействие две силы: притяжение, которое направлено вниз, и сила выталкивания, направляемая вверх. Когда эти силы выравниваются, тело находится в воде в невесомом состоянии, называемым нейтральной плавучестью.

Что нужно сделать ныряльщику?

Рассмотрим, что необходимо сделать дайверу, чтобы тело его под водой получило нулевую плавучесть. Во-первых, нужно проверить, правильная ли масса груза была выбрана для погружения. Универсального значения этого параметра нет. Ведь для каждого ныряльщика груз выбирается индивидуально. Это зависит от массы и структуры тела человека, а также от снаряжения, с которым он собирается погружаться. Таким образом, нулевая плавучесть и правильно выбранный груз являются двумя неразделимыми факторами.

Выбор груза делают следующим образом. Человек заходит в воду во всем снаряжении для ныряния, вытравливает весь воздух из компенсатора, делает нормальный полный вдох. При этом вода должна оказаться на уровне середины маски, а на выходе человек начинает погружаться. Если он под воду уходит на вдохе, не удалив весь воздух из компенсатора, то массу груза нужно сократить. Если не получается погрузиться на выдохе, когда компенсатор сдут полностью, то груз нужно увеличить. Однако перед тем, как вешать лишний груз на себя, необходимо удостовериться, что в компенсаторе нет воздуха. Если дайвер не понимает, есть ли остаток воздуха в баллоне, то нужно попросить помощи у своего инструктора или партнера.

Конечно, можно нагрузить свое тело таким весом груза, который даст возможность быстро упасть на самое дно, а затем стараться оторваться от него с помощью компенсатора. Но ведь будет тяжело тащить на себе избыточный вес. От этого дайвер очень быстро устанет, да и возрастет расход воздуха. Все устройства необходимо применять по их назначению. Ведь компенсатор – это приспособление для компенсации плавучести, а не для подъема тела.

Груз необходим только для компенсации малого веса и большого объема элементов оснащения дайвера, а именно ботов, гидрокостюма, шлема, перчаток и пр. Тело человека не меняет свой объем с изменением глубины. Чем больше глубина, тем большим становится давление воды. Боты, гидрокостюм, перчатки начинают сокращаться в объеме, а масса жидкости, которая выталкивается, уменьшается. Поэтому плавучесть снижается. Так что при добавлении воздуха в компенсатор плавучесть восстанавливается.